Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2016 года

22.09.2016 г.

С 19 июля по 31 августа 2016 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2016 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию муниципального образования город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 1 полугодия 2016 года выявило следующее:

1. Объем доходов местного бюджета составил 10 330 354,9 тыс. рублей или 44,6% уточнённого общего объема доходов бюджета.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года общий объем доходов увеличился на 5,4% (+533 744,0 тыс. рублей) за счет роста безвозмездных поступлений на 14,0% (+539 049,0 тыс. рублей) и неналоговых доходов на 0,5% (+5 426,2 тыс. рублей). Налоговые доходы местного бюджета снизились на 0,2% (–10 731,2 тыс. рублей).

2. В январе-июне 2016 года объем доходов местного бюджета уточнялся 5 раз за счет увеличения безвозмездных поступлений – на 19,4% (+1 491 078,3 тыс. рублей) и налоговых и неналоговых доходов – на 3,5% (+478 507,0 тыс. рублей).

Уровень исполнения уточненных бюджетных назначений по доходам от продажи материальных и нематериальных активов и арендной плате за земли, находящиеся в собственности городских округов, за 1 полугодие 2016 года составил 17,6% и 32,0%, соответственно, что вызывает сомнение в поступлении в местный бюджет за 2016 год указанных доходов в уточненном объеме.

Большая часть изменений общего объема доходов местного бюджета (67,9% или 1 336 418,3 тыс. рублей) внесены таблицами поправок и не прошли экспертизу Контрольно-счётной палаты.

3. По ряду доходных источников местного бюджета выполнение годовых показателей уже превысило уровень 100,0% (плата за негативное воздействие на окружающую среду, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения) и 70,0% (единый сельскохозяйственный налог), что свидетельствует о недостатках в планировании указанных доходов и необходимости корректировки их объемов в сторону увеличения.

4. Объем недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, и задолженности по арендной плате за землю и муниципальное имущество по состоянию на 01.07.2016 составил 1 421 340,2 тыс. рублей, в том числе, недоимка составила 814 415,0 тыс. рублей, задолженность по арендной плате – 606 925,2 тыс. рублей.

План мероприятий по сокращению задолженности по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Краснодарского края по городу Краснодару в 2016 году, утвержденный главой МО город Краснодар 19.02.2016, не предусматривает конкретных целевых показателей по снижению задолженности по арендной плате за земельные участки, что не позволяет оценить эффективность проводимой работы по данному вопросу.

Кроме того, указанным планом определены мероприятия, направленные на обеспечение снижения объема недоимки не менее чем на 50% от общей суммы, образовавшейся по состоянию на 01.01.2016 года. Однако снижение в анализируемом периоде объема недоимки лишь на 3,8% ставит под сомнение достижение установленного целевого ориентира по итогам 2016 года.

5. Из 32 объектов муниципальной собственности, внесенных в Программу приватизации на 2016 год, реализовано всего лишь 2 на общую сумму 4 650,0 тыс. рублей. Ожидаемые доходов в местный бюджет от приватизации имущества в Программе приватизации в 2016 году не уточнены и остаются без изменения (не менее 60 000,0 тыс. рублей). Контрольно-счетная палата в Заключении на проект бюджета на 2016 год обращала внимание на отсутствие в проекте Программы приватизации конкретной суммы ожидаемых в 2016 году доходов и рекомендовала ее уточнить.

6. До настоящего времени отсутствует муниципальный правовой акт МО город Краснодар, предусматривающий положения о порядке исчисления доходов от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест).

7. Объем муниципального долга с начала 2016 года вырос на 16,4% (+1 250 005,0 тыс. рублей) и составил 8 865 000,0 тыс. рублей. В структуре муниципального долга коммерческие кредиты составляют 93,8% (на 01.01.2016 – 100%) и в анализируемом периоде долговые обязательства по ним выросли на 9,2% (+700 005,0 тыс. рублей).

Расходы на обслуживание муниципального долга составили 445 642,7 тыс. рублей (32,3% от утвержденного объема).

8. Уточнённые плановые назначения по расходам составили 25 434 499,6 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов – 9 235 686,2 тыс. рублей. Изменения в Решение о местном бюджете в части расходов вносились в 1 полугодии 2016 года 6 раз, при этом прирост бюджетных ассигнований составил 2 211 798,7 тыс. рублей или 9,5% от первоначального плана.

9. Местный бюджет сохранил социальную направленность. Объем средств, направленных на социальную сферу, составил 6 516 675,4 тыс. рублей или 56,9% в структуре исполненных расходов.

10. Исполнение расходной части местного бюджета по итогам 1 полугодия 2016 года составило 11 446 280,0 тыс. рублей или 45,0% от уточнённых показателей СБР, в том числе за счёт средств краевого – 4 428 302,4 тыс. рублей.

11. Низкое исполнение расходов сложилось по разделам 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» (32,3% от плана), 0900 «Здравоохранение» (33,1%), 1100 «Физическая культура и спорт» (37,6%), 1200 «Средства массовой информации» (39,2%).

12. Кредиторская задолженность главных распорядителей бюджетных средств МО город Краснодар по состоянию на 01.07.2016 составила 5 637 873,5 тыс. рублей (в том числе просроченная – 2 350 165,5 тыс. рублей). В январе - июне 2016 года кредиторская задолженность ГРБС выросла на 526 146,2 тыс. рублей (10,3%), тогда как просроченная снизилась на 513 931,1 тыс. рублей (17,9%).

Наибольший удельный вес в общем объеме просроченной кредиторской задолженности сложился по департаменту строительства администрации МО город Краснодар, департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар, департаменту транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации МО город Краснодар. Несвоевременность оплаты фактически выполненных работ по заключенным контрактам влечёт за собой рост кредиторской задолженности, не обеспеченной лимитами бюджетных обязательств, а также риски возникновения дополнительных бюджетных расходов в случае обращения поставщиков/подрядчиков, исполнителей в судебные органы.

Кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств составила 1 669 616,5 тыс. рублей, из них наибольшая по департаменту строительства администрации МО город Краснодар, департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар, департаменту транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации МО город Краснодар, департаменту образования администрации МО город Краснодар.

13. Муниципальные программы не стали реальной основой планирования бюджета на 2016 год. Так, по состоянию на 01.07.2016 превышение утверждённых Решением о местном бюджете бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ над объёмами финансирования, запланированными в их паспортах составило 2 412 268,9 тыс. рублей (в том числе местный бюджет – 1 182 700,0 тыс. рублей). При этом при недостаточном финансовом обеспечении отдельных муниципальных программ, лимиты бюджетных обязательств на реализацию ряда программ доведены сверх объемов их финансирования, в том числе на не предусмотренные ими отдельные мероприятия.

14. Действующим Порядком принятия решения о разработке муниципальных программ МО город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации не прописан механизм принятия администрацией МО город Краснодар решения о необходимости прекращения или изменения муниципальных программ, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение их реализации, осуществляемый по результатам проведённой оценки эффективности их реализации.

15. В нарушение п.16 Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ МО город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации, в отдельные муниципальные программы в 2016 году внесены изменения, касающиеся снижения объёмов финансирования мероприятий на 2015 год. Кроме того, имеет место внесение изменений в мероприятия отдельных муниципальных программ без внесения изменений в соответствующие целевые показатели.

16. По состоянию на 01.07.2016 по отдельным установленным целевым показателям муниципальных программ на 2016 год достигнуты годовые значения, что свидетельствует о том, что указанные показатели не взаимоувязаны с запланированными мероприятиями и не зависят от их реализации. Отдельные целевые показатели носят формальный характер, не способствуют достижению целей муниципальных программ. Кроме того, по показателям, выполнение которых оцениваются только по итогам года, не представляется возможным своевременно оценить риски их недостижения (невыполнения).

17. По муниципальной программе «Реализация молодежной политики на территории муниципального образования город Краснодар» существует риск недостижения целевого показателя «Количество вновь создаваемых исторических и военно-патриотических музейных комнат в общеобразовательных учреждениях, казачьих обществах, молодежных клубах, центрах и объединениях». Причина неисполнения целевого показателя на 01.07.2016, заявленная координатором Программы (управление по делам молодёжи администрации МО город Краснодар) – «данная деятельность не входит в компетенцию управления по делам молодёжи».

18. По ряду мероприятий Программ их непосредственными исполнителями приняты бюджетные обязательства на всю сумму утверждённых бюджетных ассигнований и доведенных ЛБО на 2016 год, при этом по таким контрактам определен 6 - 9 месячный срок исполнения работ (при круглогодичной и непрерывной потребности в работах/услугах).

19. По отдельным расходам бюджета (программные и непрограммные направления) по состоянию на 01.07.2016 не приняты бюджетные обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ/оказанием услуг.

20. Качество планирования расходов бюджета остается на недостаточном уровне. Имеют место случаи внесения изменений в решение о бюджете в части уменьшения лимитов бюджетных обязательств на 2016 год, по расходам, по которым уже приняты бюджетные обязательства. Кроме того, неоднократно вносятся разнонаправленные изменения бюджетных ассигнований по одним и тем же объектам.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 1 полугодия 2016  года, Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар в адрес администрации МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:

1. Принять необходимые меры по выполнению Плана мероприятий по обеспечению сбалансированности местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в 2016 году, а также Плана мероприятий администрации МО город Краснодар по наполнению доходной части местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар в 2016 году.

2. Рассмотреть вопрос о необходимости увеличения на сумму не менее 43 000,0 тыс. рублей планируемых поступлений по доходным источникам местного бюджета, по которым достигнут высокий уровень исполнения годовых бюджетных назначений.

3. Установить плановые назначения по налогу на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ исходя из фактических поступлений.

4. Обеспечить эффективность проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет, а также задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество, установив на 2016 год конкретный целевой показатель по снижению данной задолженности.

5. Уточнить Программу приватизации в части объема ожидаемых доходов от приватизации имущества во взаимосвязи с уточненными бюджетными назначениями по доходам от продажи материальных и нематериальных активов либо скорректировать плановые назначения по данному виду доходов.

6. Привести в соответствие с п.6 ст.41 Бюджетного кодекса РФ муниципальные правовые акты, предусмотрев в них положения о порядке исчисления неналоговых доходов от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест).

7. Учитывая низкий уровень исполнения расходов на обслуживание муниципального долга по итогам 1 полугодия 2016 года, рассмотреть вопрос о необходимости снижения бюджетных ассигнований по указанным расходам на сумму не менее 300 000,0 тыс. рублей.

8. В целях недопущения наращивания просроченной кредиторской задолженности главными распорядителями бюджетных средств, а также неэффективных бюджетных расходов (возмещение судебных расходов, уплату процентов за пользование чужими деньгами) в связи с обращениями поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в судебные органы, принимать исчерпывающие меры к выполнению условий заключенных контрактов/ договоров.

9. Изменения в решение городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2016 год» вносить после внесения соответствующих изменений в утверждённые муниципальные программы.

10. Предусмотреть в Порядке принятия решения о разработке муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации механизм принятия администрацией МО город Краснодар решения о необходимости прекращения или изменения муниципальных программ, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение их реализации, осуществляемый по результатам проведённой оценки эффективности их реализации.

11. Обеспечить соблюдение п.16 Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ МО город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации, в части недопущения случаев внесения изменений в муниципальные программы после истечения текущего финансового года.

12. Внести необходимые изменения/ корректировки в установленные целевые показатели муниципальных программ. При внесении изменений в мероприятия и объёмы финансирования муниципальных программ вносить соответствующие изменения в целевые показатели Программ. Обеспечить эффективное взаимодействие отраслевых органов администрации МО город Краснодар при исполнении местного бюджета в программном формате.

13. Принять меры к своевременному и полному освоению бюджетных средств, учитывая, в том числе, сроки проведения процедур по закупке в соответствии с действующим законодательством. Рекомендовать главным распорядителям бюджетных средств обеспечить принятие бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг и подлежащих исполнению в 2016 году в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств в срок не позднее 01.10.2016.

14. Повысить качество планирования расходов главными распорядителями бюджетных средств. Не допускать внесения изменений в расходы местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) без обоснования, в том числе по уменьшаемым расходам.

 

Вернуться к списку